Политико Ольга Сергеевна
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи
Профессионализм. Ответственность. Справедливость.

PDA
 Политико Ольга Сергеевна
Главная События

События

Только разумные запреты

15 12/2017

У  пьянства и алкоголизма много причин и последствий. Поэтому решать эту, к сожалению, актуальную для нашей страны проблему надо комплексно. Запретительные меры должны быть только частью государственной политики наряду с экономическими, социальными, медицинскими, правовыми и другими аспектами.

На мой взгляд, очевидно, что розничная торговля алкогольными и слабоалкогольными напитками, пивом должна быть запрещена не только в помещениях, где расположены учреждения образования, организации здравоохранения, детские театрально-зрелищные и культурно-просветительные учреждения, но и рядом с этими заведениями. Недопустимо использовать алкогольную тематику при производстве напитков для детей, например, “Детское шампанское”.

Я выступаю за увеличение возрастного порога при продаже алкогольных напитков и пива, возможно, с градацией в зависимости от крепости алкоголя. В качестве возражения часто приходится слышать такие аргументы: с 18 лет в армию призывают, жениться можно, а алкоголь купить нельзя. Мол, это несправедливо. Что тут скажешь? Просто у нас стереотип: взрослость — это обязательно алкоголь, который воспринимается как продукт первой необходимости.

Что касается инициативы МВД о запрете реализации спиртных напитков вне обособленного отдела в магазинах и павильонах с торговой площадью тысяча и более квадратных метров (исключение для магазинов в сельской местности), то это предложение направлено, в том числе, на защиту детей. Ведь сегодня, приходя в магазин за хлебом и молоком, мы и наши дети фактически вынуждены пройти через бутылочную “выставку”. У ребенка подсознательно откладывается, что покупать алкоголь в порядке вещей, это такой же продукт питания, как соки и конфеты, выложенные рядом.

Предложение милиции запретить розничную торговлю алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом с 23.00 до 9.00 (за исключением объектов общественного питания) вызвало в обществе горячие дискуссии. Мне кажется, прежде, чем принимать окончательное решение по этому вопросу, надо проанализировать: какого количества и каких объектов торговли это коснется, сколько и каких напитков продается сейчас в ночное время, как предлагаемые ограничения повлияют на незаконный оборот, изучить имеющийся у нас опыт ограничения времени продажи крепких напитков. Доступность спиртного состоит из четырех составляющих: доступность территориальная — где можно купить; доступность временная — когда можно купить; доступность возрастная — с какого возраста можно купить; доступность ценовая — сколько стоит. Считаю, что алкогольные напитки и пиво у нас слишком доступны. Если посмотреть на рост цен за последние лет десять, то, по моим наблюдениям, водка, пиво и крепленые плодовые вина подорожали меньше всего. А ведь ценовая, в том числе акцизная, политика должна стимулировать производителей выпускать более качественную и натуральную продукцию, способствовать изменению структуры потребления высокоградусной продукции, уменьшая долю крепких спиртных напитков и увеличивая долю натурального вина и пива.

Негативные последствия пьянства и алкоголизма можно перечислять долго — смертность от отравления, инвалидность, ДТП, производственный травматизм, социальное сиротство, разводы, преступность и т. д. Однако трудно найти информацию об оценке ущерба, наносимого злоупотреблением алкоголем обществу и экономике страны в целом. Именно соблюдение баланса между экономической выгодой от производства и реализации спиртосодержащей продукции и охраной здоровья населения должно быть основополагающим при принятии управленческих решений.

Убеждена, что нам необходим системный подход к производству и реализации алкоголя и пива. Бизнес должен четко знать и понимать государственную политику в среднесрочной и долгосрочной перспективе, чтобы спланировать: что выпускать, в каком количестве, для внутреннего рынка или на экспорт, а может, надо перепрофилироваться.

Кроме того, очень важно популяризировать здоровый образ жизни. 

И к этому делу нужно привлекать медийных личностей — спортсменов, артистов, блогеров, которые пользуются авторитетом у молодежи. Неплохо было бы запустить на телевидении и в интернете социальные ролики о вреде пьянства. И главное — должна быть альтернатива для проведения досуга. Наличие в шаговой доступности спортивной площадки, бесплатные спортивные секции, клубы по интересам. Приемлемые цены на спортивный инвентарь или хотя бы на его прокат. Ну и, конечно, крайне важен пример родителей, домочадцев. Климат в профессиональном коллективе. Когда у человека дружная, любящая семья, когда у него интересная, хорошо оплачиваемая работа, когда есть возможность развиваться и увлекательно отдыхать, вероятность стать пьяницей минимальна.

Ольга Политико, депутат Палаты представителей Национального собрания

Все новости