Полная версия 
Политико Ольга Сергеевна
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи
Профессионализм. Ответственность. Справедливость.
 Политико Ольга Сергеевна
Главная События

События

2 октября 2019 года начала работу седьмая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва.

02 10/2019
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Политико О.С. рассказала о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях», который парламентарии приняли во втором чтении.
В своем выступлении депутат остановилась на  основных изменениях и дополнениях, вносимых в Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях».

1.               В понятийном аппарате уточнены действующие и введены новые термины и их определения.

Например, вводится термин «отраслевые республиканские органы государственного управления». Это государственные органы, которые в соответствии с законодательством реализуют государственную политику и (или) осуществляют государственное регулирование и (или) обеспечивают деятельность в сферах, отнесенных к сферам естественных монополий.

К отраслевым органам относятся, например, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Законопроект устанавливает также полномочия отраслевых органов.

2.     Изменяется перечень сфер естественных монополий.

В частности, сегодня сферой естественной монополии признана «передача и распределение электрической энергии». Предлагается разделить на

услуги по передаче электрической энергии,

услуги по распределению электрической энергии,

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Делается это с целью выделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности. Ведь один из принципов государственного регулирования в сферах естественных монополий -сокращение таких сфер за счет создания в них условий для развития конкуренции.

Из перечня сфер естественных монополий исключаются услуги электросвязи и почтовой связиобщего пользования в связи с утратой этими рынками признаков естественной монополии. При этом и «Белпочта», и «Белтелеком» остаются доминантами, на них распространяются требования антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующие положение на соответствующем рынке.

Следует отметить, что орган регулирования естественных монополий, т.е. МАРТ, установит порядок отнесения услуг, оказываемых субъектами естественных монополий, к сферам естественных монополий.

3.               Актуализированы способы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Исключается такой способ регулирования как «определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий»ввиду того, что такой способ регулирования на практике не применяется.

В итоге государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться посредством:

- регулирования цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий;

- регулирования доступа к услугам, относящимся к сферам естественных монополий.

При этом регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления для субъектов естественных монополий фиксированных, предельных цен (тарифов) и (или) путем определения порядка установления и применения цен (тарифов), т.е. методологии и правил ее применения.

Законопроект дает право субъектам естественных монополий обратиться в МАРТ с предложением какой из видов госрегулирования к ним применять.

4.     Вводится институт публичных слушаний.

Это процедура общественного обсуждения проекта цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, концепции методологии и правил ее применения.

Проводить публичные слушания смогут МАРТ, областные и Минский городской исполкомы до принятия решения об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, методологии и правил ее применения. Слушания могут быть в очной форме либо в виде обсуждения на официальном сайте госоргана.

Публичные слушания проводятся в целях:

информирования потребителей, иных заинтересованных о планируемом изменении цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сферам естественных монополий, причинах и размерах изменения таких цен (тарифов), концепции методологии и правилах ее применения;

изучения общественного мнения, получения замечаний и предложений , в том числе предложений по совершенствованию регулирования цен (тарифов) на услуги, относящихся к сферам естественных монополий.

5.               Изложены в новой редакции статьи, регламентирующие обязанности  субъектов естественных монополий и ограничения в их деятельности.

Предусматривается комплекс норм по повышению прозрачности деятельности субъектов естественных монополий.

Субъекты естественных монополий должны будут размещать в публичном доступе перечень  определенной МАРТ информации о своей деятельности.

В результате повышения уровня осведомленности потребителей об услугах, порядке их оказания снизится риск злоупотребления субъектом естественных монополий своим положением. А обязанность раскрытия естественным монополистом информации о результатах своей деятельности повысит ответственность субъектов естественных монополий при прогнозировании и фактическом осуществлении деятельности.

Субъекты естественных монополий должны будут представлять в МАРТ копии утвержденных прогнозов, планов своего развития.

Данное требование вводится в целях совершенствования порядка тарифного регулирования на услуги естественных монополий (инвестиционные планы должны быть известны антимонопольному органу и учитываться при установлении или пересмотре тарифов, с оценкой необходимой выручки для возмещения экономически обоснованных затрат и получения достаточной для расширенного воспроизводства прибыли).

 

6.               Сфера действия Закона уточнена в целях распространения на деятельность субъектов естественных монополий законодательства о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции.

7.               В целях оперативного и эффективного восстановления прав потребителей услуг, относящихся к сферам естественных монополий, орган регулирования естественных монополий при выявлении признаков нарушения Закона о естественных монополияхдо принятия решения об установлении факта нарушения Закона будет выдавать субъектам естественных монополий, государственным органам и иным организациям, их должностным лицам предупреждение в письменной формев порядке, установленном антимонопольным законодательством.

Такая мера превентивного реагирования доказала свою эффективность при реализации норм закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Все новости